Особенности социализации детей подросткового возраста

Светлана Сергеевна Игнатович, Татьяна Владимировна Сотникова

Аннотация


В статье дается анализ феномена подросткового возраста в аспекте педагогически и психологически значимых изменений личности подростка. Показано, что одна из главных причин низкого уровня готовности подростков к личностному самоопределению – потребность современных подростков не в интимно-личностном, не стихийно-групповом, а социально ориентированном общении. Она остается неудовлетворенной в современной социокультурной ситуации. Выделен основной способ самопознания подростка: личностная рефлексия, самооценка, самосовершенствование, что выступает прямым следствием стремления подростка расстаться со статусом ребенка и обрести статус взрослого человека. Самосовершенствование подростка как фактор его личностного самоопределения реализует себя в формировании нового уровня самосознания.  Охарактеризованы черты самоотношений личности подростка.  Отмечено, что наличие референтной группы выступает социокультурным условием реализации жизненного плана самоотношений подростка. Ставится вопрос о специфических особенностях самореализации личности на данном возрастном этапе развития. Выделены основные предпосылки самореализации подростка. Отражены тенденции, которые главенствуют в процессе самореализации подростка. Выделены основные характеристики подросткового возраста как психологические ориентиры, на основе которых может оцениваться уровень оптимальности воспитания в семье.

Ключевые слова


подростковый возраст, социокультурная ситуация, личностная рефлексия, самореализация, воспитание, социализация

Полный текст:

PDF

Литература


Карлгрен Ф. Воспитание к свободе /пер. с нем. – М.: Московский Центр валь-фдорской педагогики, 1992. – 332 с.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994. – 381 с.

Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ Об-щей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М., 1987. – 240 с.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. – 361 с.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 296 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просве-щение, 1968. – 464 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, от-рочество. – М., 2003. – 358 с.

Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуля-ции поведения // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анциферовой – М., 1981. – С. 35 – 48.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). Л., 1985. – 319 с.

Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.-Л., 1991. – 330 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12