Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка

Ирина Валерьевна Шарапова, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Статья посвящена изучению и описанию социально-педагогической среды учреждения дополнительного образования детей, ее специфических особенностей и связи ее компонентов. Осуществлен анализ работ по педагогике и психологии, дающих определение образовательной среды, сопоставляющих основные компоненты его содержания с  факторами социализации личности. Обосновано положение о том, что понятия «социально-педагогическая» и «образовательная» среда не тождественны по смыслу. Уточнено понятие социально-педагогической среды, выделены параметры и критерии, по которым эта среда может быть охарактеризована. Сделаны выводы о том, что социально-педагогическая среда имеет свои смысловые характеристики, не совпадающие с традиционными представлениями об образовательной среде. Показаны три уровня, на которых могут осуществляться взаимодействия человека с социально-педагогической средой его личностного самоопределения. Установлено, что объектом педагогического проектирования может выступать микросреда личностного самоопределения подростков. Отмечено, что современные возможности позволяют расширить локальную социально-педагогическую среду развития подростка до масштабов региона, страны и всего мирового сообщества. В статье также дан анализ типов образовательных сред в параметрах активности – пассивности и свободы – зависимости обучающегося ребенка. Охарактеризованы их сущностные признаки. Показано, что среда догматического типа в наименьшей степени представлена в сфере дополнительного образования детей. Обсужден вопрос о потенциальных возможностях подростка определения своего Я в условиях этой среды.  Охарактеризованы три позиции, определяющие качество такой среды, осуществлен анализ исследований, где обоснованы ее возможности. Описан интегральный критерий ее качества: способность обеспечивать подростку всесторонние возможности эффективного личностного самоопределения и саморазвития. Сделан вывод о том, что в условиях социально-педагогической среды человек способен выстроить свою картину мира и выбрать будущую сферу профессиональной деятельности путем проникновения и встречи, «сретения». Предложен подход к проектированию социально-педагогической среды учреждения дополнительного образования с использованием ее базовых проектных характеристик.

Ключевые слова


социально-педагогическая среда; социализация; социальные взаимодействия; субъект

Полный текст:

PDF

Литература


Балабанова Н.В.. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: монография. Краснодар: КубГУ, 2002. – 104 с.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию – М., 1988. –380 с.

Маркович Дж. Социальная экология. М., 1991. – 87 с.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: уч. пособие. – М., 1997.–365с.

Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. – М., 1997, 330 с.

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. // М-лы Первой российской конференции по экологической психологии 3 – 5 декабря 1996 г.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. (Учебное пособие). – М., 1989. – 432 с.

Бахтур В.Т. Это неповторимое «Я». – М., 1986. – 252 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 435 с.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ., слушателей ИПК и ФПК. – Ростов –н/Д: Тв. Центр «Учитель», 1999. – 560 с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: «Питер», 2000. – 304 с. (Сер. «Учебник нового века»).

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996. – 312 с.

Марасанов Г.И., Рототаева И.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в школьном возрасте. М: Когитоцентр, 2002. 172 с.

Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 1977. – 189 с.

Игнатович В.К. Проектирование педагогических условий жизненного самоопределения подростков в процессе инновационной деятельности педагогов и воспитанников: сб. научно-методических м-лов / под ред. В.К. Игнатовича. Сочи, 2002.

Психологические механизмы и условия воспитания подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1983. – 243 с.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2003. 256 с.

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологиче-ский анализ) // Педагогика и логика. М., 1993. С. 16 – 200.

Рубцов В.А. Основы социально-генетической психологии. – М., 1996. – 384 с.

Адамский А.И. Авторская экспериментальная школа // Фестиваль – конференция «Авторская школа ”Эврика“» М., 7 – 10 декабря 2001. 88 с.

Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. – М., 1990. – С. 19 – 174.

Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. – М., 1990. С. 175 – 194.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с.

Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целостности образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. – М., 1997. Вып. 7.

Игнатович В.К. Педагогические условия личностного самоопределения подростков в процессе дополнительного образования. Автореф. канд. дисс. – Со-чи, 2001. – 20 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12