Взаимосвязь социальной компетентности и девиантного поведения подростков

Иван Алексеевич Чеботарев

Аннотация


В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и девиантного поведения в подростковом возрасте. В теоретической части статьи были проанализированы подходы авторов к пониманию, структуре, роли социальной компетентности в развитии личности подростка. Рассмотрены такие компоненты социальной компетентности как: самооценка, уверенность в себе, организованность, социальный интерес, отношение к обязанностям и уровень развития общения. Также особое внимание уделяется исследованиям специалистов в области изучения отклоняющегося поведения личности для дальнейшего выявления возможной связи между проявлением компонентов социальной компетентности личности и склонностью к проявлению девиантных форм поведения, таких как: деструктивное, аддиктивное, нонконформистское, агрессивное поведение и т.д. В эмпирической части статьи представлены описание и результаты проведенного исследования по выявлению взаимосвязи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиантному поведению подростков.

Материалы и методы: в исследовании использовались следующие методики: «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан), опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). После чего проводился корреляционный анализ между показателями социальной компетентности и склонности к девиантному поведению с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования: по итогу исследования были выявлены возрастные и половые особенности социальной компетентности и девиантного поведения подростков, а также наличие и характер связи между данными показателями.

Обсуждение и заключения: в статье указано, какие выявлены связи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиантному поведению, и как они могут проявляться в развитии личности подростка.


Ключевые слова


социальная компетентность; девиантное поведение; подростковый возраст

Полный текст:

PDF

Литература


Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России [Текст] // Вестник СПбГУ. Сер. 12 2010. Вып. 3 С. 356 – 365.

Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. [Текст] – М.: «Когито-Центр», 2003.— 172 с.

Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3 С. 14 – 19. http://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/07.pdf

Новикова А.А. Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы [Текст]. Современные исследования социальных проблем 2017, Том 8, № 4 – 2 С. 204 – 207. https://elibrary.ru/item.asp?id=29074130

Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012, №1.; Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. [Текст] – М.: Изда-тельство Юрайт; МГППУ, 2010. – 460 с. – (Основы наук).

Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. [Текст] – 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)

Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст]. – Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 528 с.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. – 160 с.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]. Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] – Краснодар: Экоинвест, 2013. – 364 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12