Взаимосвязь социальной компетентности и девиантного поведения подростков
Аннотация
В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и девиантного поведения в подростковом возрасте. В теоретической части статьи были проанализированы подходы авторов к пониманию, структуре, роли социальной компетентности в развитии личности подростка. Рассмотрены такие компоненты социальной компетентности как: самооценка, уверенность в себе, организованность, социальный интерес, отношение к обязанностям и уровень развития общения. Также особое внимание уделяется исследованиям специалистов в области изучения отклоняющегося поведения личности для дальнейшего выявления возможной связи между проявлением компонентов социальной компетентности личности и склонностью к проявлению девиантных форм поведения, таких как: деструктивное, аддиктивное, нонконформистское, агрессивное поведение и т.д. В эмпирической части статьи представлены описание и результаты проведенного исследования по выявлению взаимосвязи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиантному поведению подростков.
Материалы и методы: в исследовании использовались следующие методики: «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан), опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). После чего проводился корреляционный анализ между показателями социальной компетентности и склонности к девиантному поведению с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования: по итогу исследования были выявлены возрастные и половые особенности социальной компетентности и девиантного поведения подростков, а также наличие и характер связи между данными показателями.
Обсуждение и заключения: в статье указано, какие выявлены связи между компонентами социальной компетентности и показателями склонности к девиантному поведению, и как они могут проявляться в развитии личности подростка.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России [Текст] // Вестник СПбГУ. Сер. 12 2010. Вып. 3 С. 356 – 365.
Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. [Текст] – М.: «Когито-Центр», 2003.— 172 с.
Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3 С. 14 – 19. http://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/07.pdf
Новикова А.А. Содержание социальной компетентности в образовательном процессе высшей школы [Текст]. Современные исследования социальных проблем 2017, Том 8, № 4 – 2 С. 204 – 207. https://elibrary.ru/item.asp?id=29074130
Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012, №1.; Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. [Текст] – М.: Изда-тельство Юрайт; МГППУ, 2010. – 460 с. – (Основы наук).
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. [Текст] – 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст]. – Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 528 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. – 160 с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]. Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] – Краснодар: Экоинвест, 2013. – 364 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |