К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИКАХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА

Вероника Михайловна Гребенникова, Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович, Карина Д. Чолакян

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме обоснования системы социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Выбор темы обусловлен тем, что современная семья пребывает в неопределенной ситуации определения образовательной стратегии, в русле которой может строиться индивидуальная образовательная траектория ребенка. Современная семья, осваивающая новое качество субъекта этой деятельности, нуждается в специальной помощи, основанной на изучении ее образовательной ситуации.

Материалы и методы. Образовательная ситуация семьи рассмотрена в контексте представлений о базисном культурном сценарии, на основе которого осуществляется выбор стратегии проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Разработана и описана методическая схема анализа тенденций становления семьи в качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. На основе данной схемы описан опыт проведения интерактивных образовательных событий как последовательности проблемных «погружений», тематика которых отвечает выделенным показателям образовательной ситуации семьи.

Результаты исследования. Охарактеризованы цели и содержание изучения образовательной ситуации семьи, выступающей в данном качестве. Изучение семьи рассмотрено как компонент социально-педагогической поддержки. Описано проблемное поле выбора семьей своей образовательной стратегии, показана его связь с базисным культурным сценарием социализации ребенка в семье. Описаны результаты апробации созданной методической схемы изучения образовательной ситуации семьи, проведенной на базе Центра дополнительного образования «Хоста» г. Сочи.

Выводы и обсуждения. Сделаны общие выводы о трудностях современной семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка, намечены пути их преодоления во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.


Ключевые слова


семья; социально-педагогическая поддержка; индивидуальная образовательная траектория ребенка; образовательная ситуация семьи; дополнительное образование.

Полный текст:

PDF

Литература


Асмолов А.Г. Гонки за будущим: образование как индустрия возможностей // Учительская газета. № 35(10688) от 29 августа 2017.

Власюк И.В. Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики // Педагогика, 2014. № 6(91). С. 33 – 37.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Спб.: Речь, 2004.

Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Гребенникова В.М., Игнатович С.С., Курочки-на В.Е. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка, монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Красно-дар: Просвещение-Юг, 2017.

Игнатович В.К. Проблема становления семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1., № 2. С. 7 – 12.

Кобизь Т.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи как направление профессиональной деятельности социального педагога // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. 2016. № 2. С. 141 – 145.

Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988.

Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

Санникова А.И., Коробкова В.В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX – начала XXI в.: историко-методологический аспект // Общество: социо-логия, психология, педагогика. 2016. №1. С. 56 – 61.

Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Socio-cultural foundation of students' choices indi-vidual educational route // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 4 (10). С. 228 – 238.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12