Проектные характеристики поликультурной образовательной среды
Аннотация
Введение. Современный мир характеризуется не только множащимся разнообразием, взаимопроникновением культур, но и недостаточной разработанностью моделей межкультурного взаимодействия, что является причиной возникновения конфликтов и другими негативными тенденциями. Поэтому опыт межкультурных связей должен появляться у ребенка уже на этапе обучения в начальной школе. Для этого необходима поликультурная образовательная среда, ее проектирование – актуальная задача для современной практики образования. Исследование посвящено проблеме научного обоснования проектных характеристик поликультурной образовательной среды, обеспечивающих готовность обучающихся к интеграции в поликультурное общество современной России. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании проектных характеристик поликультурной образовательной среды современной школы. Материалы и методы. Исследование проведено на основе методов анализа научной литературы и моделирования образовательной среды как системы психолого-педагогических условий межкультурных коммуникаций обучающихся. Результаты и обсуждение. Проанализированы и уточнены понятия «среда», «образовательная среда» и «поликультурная образовательная среда». Показаны различия моно- и поликультурной образовательной среды. Поликультурная образовательная среда рассмотрена как объект педагогического и социального проектирования. Обоснован активно-творческий характер освоения учащимися содержаний поликультурной образовательной среды. Выделены и охарактеризованы ее базовые проектные характеристики: многомерность, полилингвальность, оформленность клубных пространств общения представителей различных культур, многофункциональность и проблемная насыщенность, открытость внешнему окружению. Выводы и заключение. Поликультурная образовательная среды в ситуации развития современного российского общества выступает социально и педагогически проектируемым явлением. Она еще не стала атрибутом массовой практики образования. Но это необходимо сделать, поскольку современным российским школьникам предстоит жить и самоопределяться в поликультурном обществе, характеризующимся множеством нерешенных противоречий. Использование выделенных проектных характеристик в практике современного российского образования открывает возможности трансформации монокультурной образовательной среды школы в поликультурную.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Ильинская И.П., Работягова Е.И. Поликультурная образовательная среда современной школы и становление новой цифровой реальности: потенциалы информатизации и риски социализации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 3(63). URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/205 (дата обращения 28.12.2024).
Барабошина Н.В. Феномен границы в философии М.М. Бахтина // Аспирантский вестник Поволжья. 2020. Т. 20. № 3-4. С. 41–47. URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/56977 (дата обращения 26.12.2024).
Слепцова М.В. Анализ содержания понятия «Поликультурная образовательная среда» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3(27). С. 53–57.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019. 858 с.
Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5–18.
Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-obrazovatelnoy-sredy-v-otechestvennoy-psihologii-ot-metodologicheskih-diskussiy-k-empiricheskim-rezultatam/viewer (дата обращения 13.12.2024).
Листвина Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педаго-гика. 2018. Т. 18, вып. 4.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-sotsiokulturnyy-aspekt/viewer обращения 15.12.2024).
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012, № 273-ФЗ.
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.12.2024).
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023).
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (дата обращения 27.11.2024).
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и иннова-ции в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. 174 с.
Корчак Я. Как любить ребенка. Электронный ресурс. URL: https://www.litres.ru/book/yanush-korchak/kak-lubit-rebenka-6691818/chitat-onlayn/ (дата обращения 25.12.2024).
Коршунова Е.С. Национальный характер как культурная норма // Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международной научной конференции / отв. ред. Б.С. Шалютин. Г. Курган: Курганский государственный университет, 2015. С. 59–61.
Разновидности культурных норм, их социальное значение и роль // Мудрый философ: электронный ресурс. URL: https://www.mudriyfilosof.ru/2016/05/raznovidnosti-kulturnyx-norm-ix-socialnoe-znachenie-i-rol.html#:~:text (дата обращения 12.12 2024).
Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. теоре-тические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 66–73.
Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |