СТАНОВЛЕНИЕ СЕТЕВЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМА И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме выявления путей становления сетевых субъектов просветительской деятельности. Ее актуальность связана с тем, что целостный сетевой субъект должен представлять собой динамичную и модельную социальную структуру, обладающую социокультурной идентичностью в зависимости от реализуемой миссии. Становление такого сетевого субъекта предполагает фундаментальное научное обоснование социокультурных механизмов этого процесса, методологических подходов к его изучению и организационно-управленческих условий его самопроектирования. Цель статьи состоит в выявлении и описании существующих в современной науке подходов к решению проблем становления сетевых субъектов просветительской деятельности.
Материалы и методы. В ходе исследования был осуществлен анализ научных публикаций по проблеме исследования. Предметом проведенного анализа выступают ретроспективные и перспективные тенденции развития феномена просветительской деятельности, закономерности развития сетевых взаимодействий в экономической, социальной и образовательной сферах, а также подходы к определению сущности понятия «сетевой субъект».
Результаты и обсуждение. Проведенный анализ показывает, что проблема становления сетевых субъектов просветительской деятельности относится к числу недостаточно разработанных. Специальные исследования, посвященные обоснованию просветительской деятельности как социокультурного феномена, не сводимого к традиционным образовательным и культурным практикам, в настоящее время практически отсутствуют. Значительно большей степенью новизны обладают исследования, связанные с обоснованием новых средств просветительской деятельности, таких, как Интернет-технологии. Идея самопроектирования сетевых сообществ как коллективных субъектов различных видов деятельности в современных исследованиях практически не разработана. Самоуправление сетевых сообществ рассматривается как принципиально новый тип самоуправления, возникающий в виртуальной цифровой информационно-коммуникационной социальности, порождающей новые качества глобального информационного общества. Однако на уровень идеи самопроектирования эти исследования не выходят.
Выводы и заключение. Становление сетевых субъектов просветительской деятельности представляет собой социально-проектируемое явление, еще не существующее как реально существующий социальный институт. Процесс их становления ориентирован на достижение наивысшего уровня их самопроектирования. Есть основания полагать, что такие субъекты могут формироваться как результат особых социальных взаимодействий, инициируемых членами научно-образовательного сообщества региона в ходе решения актуальных задач своего развития. Перспективным представляется подход, связанный с моделированием целостного цикла становления сетевых субъектов просветительской деятельности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Кузнецов В. Просвещение и онтология. Просвещения автохтонные: Евро-па // Sententiae. 2013. № 1 (28). С. 120–137.
Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
Костина А.В. Сетевой субъект как участник образовательного процесса // Художественное образование и наука. 2022. Т. 1. № 30. С. 44–50.
Асоян Ю.А. «Сумерки просвещения»: как в России просвещение было переименовано в культуру // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социоло-гия. Искусствоведение. 2009. № 15. С. 11–24.
Попова В.И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, куль-туры, образования. 2016. № 1 (56). С. 79–80.
Востроилова Е.В. Педагогическое сопровождение различных форм куль-турно-просветительской деятельности // Гуманизация образовательного пространства. Материалы международной научной конференции [Элек-тронное издание]. 2016. С. 536–542.
Бушуев И.А., Бушуева А.М., Рассадин В.Н. Реализация просветительских проектов среди школьников посредством туристско-экскурсионной дея-тельности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-1. С. 467–476.
Попов М.В. Интернет-технологии в научно-просветительской деятельно-сти // The Scientific Heritage. 2020. № 46-6 (46). С. 53–57.
Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 24.
Мингалева Ж.А., Каменских М.А. Эффективность применения инстру-ментов управления сетевым взаимодействием субъектов промышленно-сти и внешних институтов на примере Пермского края. Пермь, 2018. С. 14–18.
Константинов Ф.В. Сетевое взаимодействие образовательных организа-ций и предприятий: возможности и перспективы // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Матери-алы VII Всероссийской научной конференции с международным участи-ем. Отв. редактор О.Б. Истомина. Иркутск, 2023. С. 187–192.
Волох О.В., Чекалева Н.В. Региональный профессионально-педагогический кластер: возможности сетевого взаимодействия // Выс-шее образование сегодня. 2015. № 9. С. 3035.
Симонова А.А. Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия об-разовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 35–40.
Гордиенко М.В. Взаимодействие сетевых социальных субъектов как одно из условий воспитания личности безопасного типа // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 54–57.
Ведерникова Н.Н., Коротаева Е.В. О возможностях сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности // Мир, открытый дет-ству: актуальные проблемы развития современного образования. Мате-риалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. редактор Е. В. Коротаева. 2020. С. 305–309.
Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 308.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23220643_32687814.pdf
Егоров М.В. Самоорганизация социального пространства в профессиональных сетевых сообществах // Актуальные направления научных ис-следований: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 183–185.
Демина В.А. Сетевые сообщества и механизмы их самоорганизации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Материалы Все-российской научно-практической конференции. 2018. С. 28–34.
Курбатов В.И. Сетевые онлайн-сообщества: структурно-функциональные и организационные факторы самоуправления // Гуманитарий Юга Рос-сии. 2018. Т. 7. № 2. С. 15–27.
Чепелева Н.В., Рудницкая С.Ю. Дискурсивное самопроектирование в контексте развития личности // Psixologiya. 2020. № 1. С. 52–56.
Попова И.Н. Технологические аспекты проектирования моделей сетевого взаимодействия организаций в ходе реализации дополнительных образо-вательных программ // ВНЕшкольник. 2014. № 6 (162). С. 25–28.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |