МИССИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Виктор Петрович Голованов

Аннотация


Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема создания надлежащих условий возможностей для оказания поддержки и сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей, тяжело и длительно болеющих, в их социализации и интеграции в социокультурное воспитательной пространство. Основное содержание статьи заключается в осмыслении воспитательной миссии госпитальной педагогики, конкретизации понятия «внешкольного воспитания в госпитальной школе». Обосновывается уход от школоцентризма в педагогике медицинско-образовательных стационаров в свете усиления воспитательной составляющей образования в современных социокультурных условиях.

Методы исследования: изучение педагогических явлений госпитальной педагогики, получение новой информации о воспитывающей деятельности госпитальной школы, роли и мести госпитального педагога как воспитателя. Историко-педагогическая, философская аргументация, выбор, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, установление закономерных связей, отношений и построения научных теорий внешкольного воспитания в новых реалиях госпитальной педагогики.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что развитие познания и интересов детей, находящихся на длительном лечении, при реализации воспитательной миссии госпитальной педагогики осуществляется наиболее эффективно, если выполняются следующие психолого-педагогические и организационные условия: использование нетрадиционных и ненавязчивых форм внешкольного воспитания в госпитальной школе; комплексное адресное использование методов и приёмов, средств внешкольной работы;  преодоление возможных негативных последствий пребывания детей в медицинском стационаре средствами внешкольного воспитания;  реализация субъектно-субъектной модели отношений между госпитальным педагогом и детьми, находящимся на длительном лечении; тесное взаимодействие лечащих врачей и госпитальных педагогов; организация адекватной развивающей предметно-пространственной среды; обращение к опыту воспитательной деятельности, накопленной педагогами госпитальных школ.

Результаты. Представлено осмысление нового опыта внешкольного воспитания в условиях госпитальной школы, развитие воспитательного потенциала госпитальных педагогов. Рассмотрена возможность обновления статуса госпитальных школ как базы внешкольного воспитания детей и молодежи, как школы социального творчества.

Выводы и заключение. Воспитание как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет консолидационного и комплексного подхода. Обращается внимание на необходимость разработки и реализации рабочих программ воспитания в госпитальных школах, отличных от программ воспитания в массовых школах. Акцентируется внимание на необходимости избегать организации воспитательной деятельности на основе внешкольного воспитания.


Ключевые слова


Образование длительно болеющих детей, внешкольное воспитание, воспитание, воспитательный потенциал, свободное время, ребенок, госпитальный педагог как воспитатель, воспитательная среда, рабочая программа воспитания, миссия воспитания

Литература


Голованов В.П. Реновация внешкольного воспитания в современных со-циокультурных условиях России. Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5. № 4. С. 24-34

Гусев И.А. Теоретико-методологические основания воспитательной дея-тельности с детьми. Школа будущего №5 2023 190-207 с.

Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В б т. Т. 5. / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1990, С. 15.

Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможно-стей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стацио-нарах // Альманах института коррекционной педагогики. – 2020. – №40. https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals

Шариков С.В. Приветственное слово. II Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпи-тальной педагогики. Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы в работе с детьми, находящимися на длительном лечении». Москва, 2023. https://www.youtube.com/watch?v=0frEdYAe2lc

Шариков С.В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Рос-сийский журнал детской гематологии и онкологии. – 2015. – №2 (4). – С. 65–73.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12