ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
Аннотация
Аннотация. Введение. В статье освещена проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и творческих способностей младших школьников. Эмпирически обоснованы особенности их взаимовлияния. В настоящее время всё чаще наблюдается тенденция разрушения эмоциональной сферы. Это проявляется в том, что люди перестают различать эмоции, часто их путают. Авторами рассмотрен эмоциональный интеллект как то, что открывает человеку двери в мир творчества, помогает человеку входить и адаптироваться к миру. Определено, что эмоции – это своего рода ресурс, который изменяет мир вокруг лишь в глазах определённого человека, а творчество – выстраивание своей реальности.
Материалы и методы: теоретический (анализ научной литературы), эмпирический (констатирующий эксперимент), тестирование по психодиагностическим методикам (опросник Н. Холла, тест Э.П. Торренса). Методы обработки и интерпретации результатов (описательный метод, обобщение полученных результатов). Поскольку простое корреляционное исследование, потому как выборка однородна, авторы использовали критерий Хи-квадрат Пирсона. Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №38. Генеральную совокупность составили младшие школьники. В выборку вошло 50 учащихся 3 «Ж» и 3 «З» классов, 30 девочек и 20 мальчиков 8 – 9 лет. Независимой переменной выступил процесс обучения, а зависимой – эмоциональная сфера и творческие способности.
Результаты. Охарактеризованы два психологических параметра – творческие способности и эмоциональный интеллект младших школьников. Обнаружена и проинтерпретирована корреляционная связь между ними. Выявлена значимая положительная зависимость творческих способностей младших школьников от их эмоциональной сферы. Установлено, что развитый эмоциональный интеллект у ребёнка позволяет ему добиваться цели, осуществлять деятельность намеченным ему способом, проявлять упорство и настойчивость, тактично и грамотно заявлять о своём месте в обществе. Подтвердилось влияние творческих способностей на умение управлять своими эмоциями и оказывать воздействие на эмоциональное состояние окружающих.
Выводы и заключение. Творческие способности и способность понимать эмоциональное состояние человека связаны. Выявление корреляции позволяет расширить представления о психической организации, о взаимосвязи между эмоциональной сферой и творческими способностями младших школьников.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Холл Н. Эмоциональный интеллект: учебник для начинающих, 2007.
Туник, Е.Е. Диагностика-креативности. Тест Е. Торренса: методическое руководство, – Санкт-Петербург, – 1998, – С. 171.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему это может иметь значение больше, чем IQ? / Д. Гоулман. – Нью-Йорк: Bantam Books, 1995.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.
Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина / ответственный ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, Т. В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 02.08.2024).
Карузо Д. Эмоциональный интеллект руководителя: книга / Д. Карузо, – Издательство: Издательский дом «Питер» – 2016, 320 с. ISBN:978-5-496-02237-8.
Майер, Дж. Д. Что такое эмоциональный интеллект? / Дж.Д. Майер, П. Саловей // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования; под ред. П. Саловея, Д. Слуайтера – Нью-Йорк, 1997.
Майер, Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и выводы // Психол. Запрос, 2004. Т 15. № 3 – С. 197–215.
Майер Дж. Д. Эмоции и лидерство: роль эмоционального интеллекта / Человеческие отношения, 2000 г. Т 53. – С. 1027.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946. – С. 712.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебное пособие / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. – 96 с. ISBN: 5-87852-033-8
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: специальность 19.00.05: «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанцева Татьяна Валерьевна; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург, 2011 – 24 с.
Андреева, Н.А. Тематические сообщения: предпосылки развития эмоционального интеллекта / Н.А. Андреева // Вопросы психологии, 2007, № 5.
Гризун Д.Ю., Игнатович С.С. Понятие эмоционального интеллекта, Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы : сборник научных статей II Международного форума, посвященного Году семьи (16–18 мая 2024 г., Воронеж) / [науч. ред. А.С. Фетисов, М.В. Шакурова]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024. – с. 122 – 126. 486 с. ISBN 978-5-907621-70-1 https://cloud.mail.ru/attaches/17211188760804110752%3B0%3B1?folder-id=0&x-email=vign62%40mail.ru&cvg=f http://www.vspu.ac.ru/news/detail/6647
Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. 7+ лет: материалы для родителей / А.В. Макарчук, Е.В. Горинова. – Москва, 2020. – с. 72.
URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/Parents_ml.shkol_1year.pdf (дата обращения: 02.08.2024).
Саарни, С. Эмоциональная компетентность и саморегуляция в детском возрасте / С. Саарни // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект; под ред. П. Саловея, Д.Дж. Слейтера. - Нью–Йорк: BasicBooks, 1997.
Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека М.: Издательство «Аспект Пресс», 2007 г. – С. 328.
Гризун Д.Ю., Игнатович С.С. Обучение как интегральный фактор развития творческих способностей младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том.6. No 3. с. 49-77. DOI: 10.17748/2686–9969–2023–6–3-49-77.
Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза. – М., 1957.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие / Богоявленская Д. Б. – Москва: Академия, 2002. – С. 317. ISBN 5-7695-0888-4.
Савина, Ю. В. Локус контроля в понимании современной психологии / Ю. В. Савина, Е. В. Щетинина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 219-223. – URL: https://moluch.ru/archive/437/95622/ (дата обращения: 18.04.2024).
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 752.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |