ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Введение. Исследование направлено на изучение интереса как одного из ключевых факторов, влияющих на внутреннюю мотивацию учебной деятельности младших подростков. Проблема исследования стоит в выявлении взаимосвязи спонтанных познавательных интересов и устойчивой учебной мотивации обучающихся. Цель проведенного исследования состоит в обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие познавательных интересов до уровня устойчивой учебной мотивации младших подростков.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе методов теоретического анализа научной литературы, моделирования процесса формирования интереса школьников к математике, эмпирических и статистических методов и педагогического эксперимента. Выявлен уровень познавательных интересов младших подростков среди контрольной и экспериментальной групп с помощью анкеты В.С. Юркевич «Познавательная потребность» и уровень мотивации по методике М.В. Матюхиной. База исследования: МБОУ «Средняя школа № 19», Республика Адыгея, а. Новая Адыгея. Участниками исследования были младшие подростки в возрасте 12 лет. Сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждой группе по 19 учащихся.
Результаты и обсуждение. Изучено состояние проблемы перехода познавательного интереса в мотивацию учебно-познавательной деятельности в науке и практике образования. Создана модель трансформации познавательных интересов в учебные мотивы младших подростков в процессе обучения. Разработаны показатели его эффективности. Выявлены и обоснованы педагогические условия, при которых познавательный интерес перерастает во внутреннюю мотивацию его учебной познавательной деятельности: избыточный выбор разных теоретических и практических задач, соответствующих их познавательным интересам и склонностям; погружение в материал через решение творческих задач; использование групповых форм работы; погружение в учебный материал через активное и практическое взаимодействие. Получены экспериментальные данные, подтверждающие эффективность этих условий.
Выводы и заключение. При использовании обоснованных педагогических условий педагог сможет достичь улучшения мотивации учащихся и повысить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Юркевич В.С. Анкета «Познавательные интересы» для выявления уровня познавательных интересов URL: file:///C:/Users/xxx/Downloads/Anketa%20YUrkevich%20Poznavatelnye%20interesy.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
Методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способ-ностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 149–150
Выготский, Л.С. Психология обучения / Л. С. Выготский.–Москва: Эксмо, 2015.– 608с.
Баженова, Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по выбору для студентов специальности 0500201 – Математика / Н.Г. Баже-нова, И.Г. Одоевцева. – 4–е изд., стер. – Москва: Флинта, 2017. – С. 89 – ISBN 978–5–9765–1411–9.
Галямова, Э.Х. Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: учебно–методическое пособие / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набереж-ночелнинский гос. пед. ун–т, 2019. – 134 c.– ISBN 978–5–98452–174–1.
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина.– Москва: Педагогика, 1971. – 456 с.
Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина.– Москва: Педагогика, 1988. – 203с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.
Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьни-ка /Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1972. – 310 с.
Маркова, А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Мар-кова. – Москва: Педагогика, 1986. – 191 с.
Александр Асмолов, Андрей Свинаренко, Елена Соболева «Главная за-дача школы — чтобы не разорвалась связь времен» Образовательная по-литика зима 2020. – URL: file:///C:/Users/vlad/Downloads/glavnaya-zadacha-shkoly-chtoby-ne-razorvalas-svyaz-vremen.pdf (дата обращения: 10.03.2024).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |