Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте

Дарина Николаевна Тараканова, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


В статье освещена проблема влияния музыки на развитие эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Музыка становится важной частью жизни для подростков, помогает находить себя, выражать свои эмоции, настраиваться на нужный лад. Отмечено, что музыкальные предпочтения могут со временем меняться, но в каждый момент жизни подросток выбирает музыку, которая ему ближе по духу, вызывает те или иные эмоции и чувства. Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности влияния музыки на развитие эмоциональной сферы подростков. Дано определение понятию «эмоциональная сфера». Раскрыты психологические особенности подросткового возраста. Изучено влияние музыки на развитие личности. Проведено исследование психологических аспектов воздействия музыки на личность подростков. Выявлено, что различные жанры музыки оказывают разное влияние на эмоциональное состояние подростков.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, обобщение передового психолого-педагогического опыта.

Результаты. Музыка снимает стресс и повышает иммунитет подрастающего поколения, поднимает силу духа и вдохновляет на творчество. Развитие эмоциональной сферы подростка напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения. Развитие эмоциональной сферы ребенка охарактеризован как процесс, требующий внимания, поддержки и терпения со стороны взрослых.

Выводы и заключение. Ребенок, обладающий здоровой эмоциональной сферой, будет лучше справляться со своей жизнью во всех ее проявлениях. Важно помочь подросткам разобраться в своих эмоциях и научить их применять способы регуляции эмоций для того чтобы они могли эффективно решать проблемы и достигать успеха в личной и профессиональной жизни.

Ключевые слова


культура, музыка, эмоциональная сфера личности, подростковый возраст

Полный текст:

PDF

Литература


Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский – Ростов-на-Дону: 1987.

Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. 3-е изд.. М.: УРСС, 2011.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, ред. 2020.

Листик, Е. М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Листик. – 2-е изд., испр. и доп. – М, 2018.

Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». СПб: Издательство «Питер», ред. 2020.

Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции. Ма-тер. межд. симп. – Пермь, 1991.

Регуш Л.А. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в Интернет-среду / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, О.Р. Веретина [и др.] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. – № 194.

Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение ред. 2023.

Эльконин Д.Б. Возрастная периодизация. М., 1971.

Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей – Питер, 2011 г.

Эриксон Э.Х. Детство и общество. – Издательство Питер, серия Мастера психологии, 2019 г.

Зигмунд Фрейд Болезнь культуры/ Издательство: АСТ, 2014 г.

Сьюзи Ходж: Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники / Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г.

Изард К.Э. «Психология эмоций» / Перев. С англ. – СПб.: Питер, 1999 г.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Просвещение, ред. 2019.

Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. // Целительные силы, 1996.

Петрушин В.И. Музыкальная психология и психотерапия, 2021 №24.

Коротков С.А. История современной музыки. – М.: Знание, 1996

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.

Аксенова А.С. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / редактор: Останина И. – Бомбора, 2019 г.

Ананьев Б.Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого», Владикавказ, 1982.

Углов Ф.Г. Человеку мало века / Издательство АСТ, 2022.

Дон Кэмпбелл Эффект Моцарта / Издательство: Попурри, 1999 г.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12