Обучение как интегральный фактор развития творческих способностей младших школьников

Диана Юрьевна Гризун, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме соотношения развития творческих способностей и процесса обучения. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию теоретической модели учебного процесса как интегрального фактора развития творческих способностей младших школьников. В статье отражены результаты, обладающие научной новизной.

Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование процесса обучения как фактора развития творческих способностей. Обобщение и систематизация данных.

Результаты представлены в виде связи способностей с творческой и мыслительной деятельностью. Разработана теоретическая модель формирования автономии мыслей младших школьников.

Выводы и заключение. Главным фактором в развитии творческих способностей является мотивация. Задача образования и воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно стимулировать себя к деятельности. Индивидуальный подход поможет в этом. Определив личность ребёнка, учителю намного проще будет выбрать траекторию его дальнейшего развития. Высокая культура учителя является ключевым моментом в развитии творческой личности детей и зависит от того, насколько благоприятные условия он создаст, вызовет ли он к себе доверие, сможет ли сплотить класс и заинтересовать детей в обучении?


Ключевые слова


младшие школьники, способности, творчество, творческие способности, процесс обучения, мыслительная деятельность, креативность, решение творческих задач, творческая личность

Полный текст:

PDF

Литература


Альтшуллер, Г.С.: Введение в теорию решения изобретательских за-дач: учебное пособие / Г.С. Альтшуллер. – 2-е изд. Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с. ISBN 978-5-9614-1494-3

Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – 274 с. ISBN 978-5-9270-0261-0

Крутецкий, В.А. Психология: учебное пособие / В.А. Крутецкий. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 335 с. ББК 88я723

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с. ISBN 978-5-459-01141-8

Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 283 с. ISBN 978-5-7567-0466-2

Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Д. Шадриков. – Москва: Логос, 2007. – 189 с. ISBN 978-5-98704-222-4

Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий: учебное пособие / Б.М. Теплов. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536 с.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология личности: сборник / авторы-составители: Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – Москва: Изд-во МГУ, 1982. – 287 с.

Волкова, Е.В. Роль дифференционно–интеграционного подхода в раз-работке теории специальных способностей: учебное пособие / Е.В. Волкова, Н.И. Чуприкова. – Москва, 2014. – 61– 85 с. ISB 978-5-9551-0733-2

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: учебное пособие: в 4 томах / В.А. Сухомлинский. – 4-е изд. – Киев: Изд-во «Радянська школа», 1973. – 172 с. ISBN 978-5-906756-73-2

Волков, И.П. Учим творчеству: учебное пособие / И.П. Волков. – Москва: Просвещение, 1986. – 230 с. ISBN 5-07-000504-9

Лайтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лей-тес. Москва: Академия, 1996. – 416 с. ISBN 5-7695-0063-8

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебное пособие / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. – 96 с. ISBN: 5-87852-033-8

Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников: учебное пособие / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1990. – 160 с. ISBN 5-7155- 0215-2

Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина / ответственный ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

Гилфорд, Дж. Психология мышления: сборник / А.М. Матюшкин. – Москва: Наука, 1965. – 531 с. ID: 2976366

Новая философская энциклопедия, — http://dic.academic.ru

Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учебное пособие / Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 222 с. ISBN 5-89502-004-61

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие / Богоявленская Д.Б. – Москва: Академия, 2002. – 317 с. ISBN 5-7695-0888-4

Дуцев, М.В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре : диссертация ... доктора архитектуры: 05.23.20 / Дуцев Михаил Викторович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2014. – 588 с. + Прил. (56 с.: ил.) https://search.rsl.ru/ru/record/01007881410 http://dlib.rsl.ru/rsl01007000000/rsl01007881000/rsl01007881410/rsl01007881410.pdf

Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудряв-цев // Вопросы психологии: издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюш-кин, О.А. Конопкин, А.Б. Орлов. – 1990. – No3. – 1990. – С.113–121.

Голдстайн Дэвид Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / Дэвид Голдстайн, Отто Крегер; пер. с англ. к. ф. н. Светланы Кировой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. ISBN 978-5-00057-246-7

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lk0yoiy2r440145737

Роджерс К. К теории творчества: учебное пособие / К. Роджерс. – Москва: прогресс, 1994. – 377. URL: http://psylib.org.ua/books/roger01/ txt19.htm. (Дата обращения: 15.08.2018).

Константинов, Ф.В. Философская энциклопедия: советская энциклопедия / гл. ред. Ф.В . Константинов. – Т. 3. – Москва: Ин-т философии, Акад. Наук СССР, 1964. – 584 с . ISBN: 978-2-244-01115-9

Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: учебное пособие/Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 434 с. ISBN 978-5- 49807-239-5

Семенов, С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения: учебное пособие / С.Н. Семенов. – Уфа: Гилем, 1998. – 174 с. DOI: 10.34670/AR.2020.42.65.001

Хьелл, Л.А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер; Минск: Питер, 2019. – 606 с. ISBN 978-5-496- 01171-6

Петровский, А.В. Общая психология: учебник / А.В. Петровский. – Москва: Просвещение,1977. – 457 с. ISBN 5-06-004170-0

Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. – No 2. – 2001.

Николаева, Е.И. Психология детского творчества: учебное пособие / Е.И. Николаева. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 232 с. ISBN 978-5-49807-489-4

Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – No 5. – C. 6–8.

Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Москва: Академия, 2005. – 320 с. ISBN 978-5-4468-3454-9

Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития : учебное пособие / Дж. Баттерворт, М. Харрис. Москва: Когито-Центр, 2000. – 350 с. ISBN 5-89353-015-2.

Коменский, Я.А. Великая дидактика: учебное пособие / Я. А. Коменский. – Санкт-Петербург: ред. журн. «Семья и школа», 1877. – 312 с.

Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров, Ф.Н. Пет-ров. – Т. 2. – Москва: Советская энциклопедия, 1965. – 912 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – Москва: Просвещение, 1968. 176 с.

Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие / B.И. Андреев. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. ISBN 5-93962-005-1

Командышко, Е.Ф. Проблема творческого развития личности в контексте зарубежных научных исследований / Е.Ф. Командышко. – РАО «Институт художественного образования» http://www.art-education.ru/electronic- journal/problema-tvorcheskogo-razvitiya-lichnosti-v-kontekste-zarubezhnyh-nauchnyh.

Выготский, Л.С. Психология искусства: книга / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, СПб, 2003. – 157 с. ISBN: 978-5-17-115680-01


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12