Трансформация модели наставничества в общеобразовательной школе в условиях цифровизации образования

Владлен Константинович Игнатович, Дарья Валерьевна Веселова, Ольга Васильевна Горбачева, Оксана Ивановна Дубовая

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме обоснования моделей наставничества, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации образования.  Наставничество рассмотрено как функция поддержки более молодыми коллегами опытных педагогов, осваивающих новые возможности цифровой среды  для выполнения  требований Федеральных государственных стандартов общего образования. Необходимость обоснования новых моделей наставничества в условиях цифровизации образования связана с тем, что цифровая образовательная среда представляет собой становящуюся педагогическую реальность, в которой прежние модели наставничества недостаточно эффективны.

Цель статьи – научное обоснование субъект-субъектной концептуальной модели наставничества как формы совместной деятельности молодых и опытных педагогов осуществляемой в условиях становящейся цифровой среды.

Методы исследования: исследование проведено с помощью методов анализа психолого-педагогической литературы, системного анализа и синтеза, изучение и обобщение педагогического опыта и имитационного моделирования. В работе проведен сравнительный анализ традиционной модели наставничества и предлагаемой авторами субъект-субъектной модели.

Гипотеза исследования: процесс адаптации  педагогов к осуществлению образовательной деятельности в цифровой среде эффективен, если наставничество осуществляется в форме субъект-субъектного взаимодействия.

Результаты и обсуждение. Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к пониманию сути и организации наставничества в образовательном процессе. Охарактеризованы различия традиционной модели наставничества, понимаемого как трансляция опыта старших специалистов молодым поколениям профессионалов, и инновационной модели, реализуемой как субъект-субъектное взаимодействие молодых и опытных педагогов в неопределенных ситуациях становящейся реальности. Цифровизация образования рассмотрена как новая педагогическая реальность, востребующая субъект-субъектные модели наставничества.

Выводы и заключение. Установлено, что субъект-субъектная модель наставничества приводит к изменению педагогических подходов, адаптированных к повышению усвоения материала учащихся школ в современных условиях.

Ключевые слова


наставничество, субъект-субъектное взаимодействие, цифровая среда, образовательный процесс

Полный текст:

PDF

Литература


Шаповалова О.Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор / Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1. – С. 49 – 54.

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Гребенникова В.М. Актуальные проблемы цифровизации школьного образования в современных условиях / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников, М.А. Угланов // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, дизайна и ОБЖ в условиях цифровизации образования. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Науч. редактор Н.В. Зеленко, отв. редактор И.В. Герлах. – 2020. – С. 22 – 27.

Гребенникова В.М., Новикова Т.В. К вопросу о цифровизации образования / В.М. Гребенникова, Т.В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Том. 11. – №5. – с. 158 – 165. https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3424

Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – №4 (115). – С. 33 – 44. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-33-44

Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, – №2. – С.1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1

Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 2.– С. 87-91.

Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов Номер: 1 (62) – 2020 – с. 88 – 93 https://elibrary.ru/item.asp?id=42751776

Блинникова А.В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности / А.В. Блинникова, М.В. Большедворская, М.В. Кузнецова // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – №3 (40). DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород. – 2011. – 30 с.

Шилова О.Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей / О.Н. Шилова, М.Г. Ермолаева, Г.Р. Ахтиева // ЧиО. – 2018. – №4 (57). – С. 202 – 209.

Илалтдинова Е.Ю. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога / Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова, С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. – 2017. – №3. – C. 2. DOI: 10.26795/2307–1281–2017–3–2

Дин В.В. Наставничество как средство формирования готовности молодого педагога к развитию одаренности обучающихся / В.В.Дин, В.К. Игнатович / Педагогика: история, перспективы. – 2022. – Т. 5. – №3. – С. 72 – 88. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/249

Щедровицкий П.Г., Кузнецов Ю.В. Адам Смит о разделении труда // Вопросы философии. – 2016. – №5. – С. 27 – 38.

Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий File:///C:/Users/Xxx/Downloads/Nastavnichestvo-I-Mentoring-Analiz-Ponyatiy.Pdf

Мазурова Е.Г. Обзорная информационно-методическая статья, - ведущий эксперт проектного управления АУ «Институт развития образования». Наставничество, как стратегия непрерывного развития. 18.12.2019.

Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д.Ф. Ильясов, В.В. Кудинов, Е.А. Селиванова [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 100 с. ISBN 978-5-503-00439-7 с. 17

Масалимова А.Р. Традиционные и современные модели корпоративной подготовки наставников. – № 3 – 4. – 2014. – С. 830 – 836 https://elibrary.ru/item.asp?id=21362653


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12