Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков

Светлана Сергеевна Игнатович, Юлия Денисовна Магдалинова, Алия Сактагановна Мамбеталина

Аннотация


Аннотация. Введение. В статье освещена проблема эмоционального развития
подростков. Вопрос гармоничного единства эмоций и когнитивных процессов
является актуальным именно в этом возрасте. Отмечено, что особое значение
приобретает проблема диагностики и развития эмоциональной сферы в под-
ростковом возрасте. Подростковый возраст является главной ступенью для
вхождения во взрослую жизнь, на которой происходят важнейшие изменения в
жизни человека. Цель: выявить и охарактеризовать особенности эмоционально-
го развития детей в подростковом возрасте.
Методы. В статье использованы методы анализа, синтеза, обобщения, систе-
матизации (для обобщения теоретико-методологических подходов и определе-
ния концептуальных основ исследования); методика исследования волевой са

морегуляции А. Зверкова и Э. Эйдмана; методика В.В. Бойко; методика иссле-
дования импульсивности В. Лосенкова.
Результаты. Выявлены психические новообразования эмоциональной сферы
личности подростка, к которым относятся: повышенная эмоциональная возбу-
димость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; основа друж-
бы – общность интересов и нравственных чувств; «комплекс эмоционально-
сти»; появление эмоциональных переживаний и противоречивости чувств.
Выводы и заключение. В процессе взросления могут появиться эмоциональные
нарушения, а как следствие – нарушения психики. Поэтому так важно в этом
возрасте заложить здоровый эмоциональный фундамент, научить подростка
заботиться о своих и чужих чувствах, не быть эмоционально чёрствым, а глав-
ное демонстрировать на собственном примере, не скрывая ничего, чтобы эмо-
циональный багаж все время пополнялся.


Ключевые слова


подростковый возраст, одиночество, эмоциональная сфера, социальная ситуации развития

Полный текст:

PDF

Литература


Бантышева О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со склонностью лиц юношеского возраста к виктимному поведению /

О.А. Бантышева // Вестник ЧГПУ им. Шевченко. – 2014. – С. 25–30.

Пырьев, Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы /

Е.А. Пырьев // Вестник ОГУ. – Оренбург: 2014. – No 172. – С. 158 – 166.

Гаврилова Л.В., Козлова М.А. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя // Преподаватель ХХI век. 2018.

№1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-

izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya (дата обраще-

ния: 18.03.2022). Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы

начинающего учителя [Текст] / Л.В. Гаврилова, М. А. Козлова // Препо-даватель XXI век. – 2018. – № 1, ч.;URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-

emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya/pdf (дата обращения: 04.04.2022).

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

Валлон А. Психическое развитие ребенка / под ред. К.В. Тарасова. –

Москва: «Просвещение», 1967.

Анохин П.К.

Изард К. Эмоции человека. – М. – 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М. – 1998.

Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57 – 63.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Астрель, 2000. – 265 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010. – С. 8. – 256 с.

Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256с.

Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской – М., 2001. С. 106,124-186.

Элкинд Д.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни: [Пер. с. англ.] / Д. Элкинд. – М.: Когито-центр, – 1996.

Dunphy D.C. The social structure of urban adolescent peer groups. Sociometry, 26(2) – 1963. – 230–246. https://doi.org/10.2307/2785909

Гадаев А.В. Товарищество, дружба, привязанность – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.

Кон И.С. «Социология личности». – М., 1997

Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1982. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – С. 5–361.

Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. Санкт-Петербург: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2004.

Изотова Е.И. Эмоциональная сфера дитя. М.: Академия, 2004. 288 с.

Казанская В. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб., 2008.

Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. – 2019. – Том. 2. – №6. – С. 07 – 11.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – Москва: Издательство политической литературы, 1982.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.

Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Во-

ронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. –

с.

Гелясина Е.В. Современный подросток в школе: особенности организации обучения. // Навуковаметадычная платформа Народная Асвета. 4 – 2019 – с. 8.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12