Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков
Аннотация
Аннотация. Введение. В статье освещена проблема эмоционального развития
подростков. Вопрос гармоничного единства эмоций и когнитивных процессов
является актуальным именно в этом возрасте. Отмечено, что особое значение
приобретает проблема диагностики и развития эмоциональной сферы в под-
ростковом возрасте. Подростковый возраст является главной ступенью для
вхождения во взрослую жизнь, на которой происходят важнейшие изменения в
жизни человека. Цель: выявить и охарактеризовать особенности эмоционально-
го развития детей в подростковом возрасте.
Методы. В статье использованы методы анализа, синтеза, обобщения, систе-
матизации (для обобщения теоретико-методологических подходов и определе-
ния концептуальных основ исследования); методика исследования волевой са
морегуляции А. Зверкова и Э. Эйдмана; методика В.В. Бойко; методика иссле-
дования импульсивности В. Лосенкова.
Результаты. Выявлены психические новообразования эмоциональной сферы
личности подростка, к которым относятся: повышенная эмоциональная возбу-
димость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; основа друж-
бы – общность интересов и нравственных чувств; «комплекс эмоционально-
сти»; появление эмоциональных переживаний и противоречивости чувств.
Выводы и заключение. В процессе взросления могут появиться эмоциональные
нарушения, а как следствие – нарушения психики. Поэтому так важно в этом
возрасте заложить здоровый эмоциональный фундамент, научить подростка
заботиться о своих и чужих чувствах, не быть эмоционально чёрствым, а глав-
ное демонстрировать на собственном примере, не скрывая ничего, чтобы эмо-
циональный багаж все время пополнялся.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бантышева О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со склонностью лиц юношеского возраста к виктимному поведению /
О.А. Бантышева // Вестник ЧГПУ им. Шевченко. – 2014. – С. 25–30.
Пырьев, Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы /
Е.А. Пырьев // Вестник ОГУ. – Оренбург: 2014. – No 172. – С. 158 – 166.
Гаврилова Л.В., Козлова М.А. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя // Преподаватель ХХI век. 2018.
№1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-
izucheniya-emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya (дата обраще-
ния: 18.03.2022). Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы
начинающего учителя [Текст] / Л.В. Гаврилова, М. А. Козлова // Препо-даватель XXI век. – 2018. – № 1, ч.;URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-
emotsionalnoy-sfery-nachinayuschego-uchitelya/pdf (дата обращения: 04.04.2022).
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
Валлон А. Психическое развитие ребенка / под ред. К.В. Тарасова. –
Москва: «Просвещение», 1967.
Анохин П.К.
Изард К. Эмоции человека. – М. – 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М. – 1998.
Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57 – 63.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Астрель, 2000. – 265 с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010. – С. 8. – 256 с.
Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256с.
Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской – М., 2001. С. 106,124-186.
Элкинд Д.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни: [Пер. с. англ.] / Д. Элкинд. – М.: Когито-центр, – 1996.
Dunphy D.C. The social structure of urban adolescent peer groups. Sociometry, 26(2) – 1963. – 230–246. https://doi.org/10.2307/2785909
Гадаев А.В. Товарищество, дружба, привязанность – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004.
Кон И.С. «Социология личности». – М., 1997
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1982. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – С. 5–361.
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. Санкт-Петербург: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2004.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера дитя. М.: Академия, 2004. 288 с.
Казанская В. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб., 2008.
Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. – 2019. – Том. 2. – №6. – С. 07 – 11.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – Москва: Издательство политической литературы, 1982.
Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.
Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Во-
ронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. –
с.
Гелясина Е.В. Современный подросток в школе: особенности организации обучения. // Навуковаметадычная платформа Народная Асвета. 4 – 2019 – с. 8.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
Литвинов Александр Михайлович
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |