Особенности проведения медиации в разрешении семейных конфликтов с участием подростков

Петр Петрович Попов, Кирилл Александрович Литвинов, Светлана Сергеевна Игнатович, Дарья Владимировна Лоскутова

Аннотация


Введение. Статья посвящена вопросам семейной медиации, её особенностям, влиянию несовершеннолетних на динамику внутрисемейных конфликтов. Сегодня в правовой культуре РФ отсутствуют своевременные, адекватные и современные способы их предотвращения и разрешения. Показано, что поведение родителей в непростой жизненной ситуации выступает серьезным психотравмирующим и неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на жизнь, развитие и здоровье подростков. Описан пилотный проект по внедрению обязательной предварительной встречи с медиатором в нескольких регионах РФ с участием судейского сообщества и Федерального института медиации. Дана характеристика семейной медиации, функции медиатора как специалиста.Выделены основные преимущества медиации перед судебным способом решения семейных споров. Показано, что семейные конфликты в суде разбираются в атмосфере нарушенной коммуникации. Обозначены индикаторы, показывающие, что сторонам показана медиация.

Методы. Исследование проведено на основе методов теоретического анализа научной литературы, изучения медиативного опыта и моделирования процесса развития семейной медиации, а также методических рекомендаций для разрешения семейных конфликтов с участием подростков. Опросник состоял из 29 закрытых вопросов. Опрос проводился в социальных сетях на электронном ресурсе http://ru.surveymonkey.com. В анонимном опросе родителей, расторгавших брак, приняли участие 65 человек – 20 мужчин и 45 женщин; в опросе медиаторов – 15 человек; 15 экспертов – семейных медиаторов инициировали и проводили 1836 семейных медиаций.

Результаты. Представлены результаты двух отдельных исследований, проведенных с ноября 2019 по февраль 2020 года. Выявлены роль и степень участия подростков в конфликтах: 80% экспертов отмечают прямое или косвенное участие несовершеннолетних в семейных конфликтах. Выявлены тенденции протекания семейных конфликтов, спровоцированных расторжением брака.Охарактеризованы особенности использования технологий медиации в их разрешении с участием подростков. Такие споры встречаются в 4,7 раза чаще, чем споры, связанные с наследством или детско-родительскими отношениями. После развода 43% пар были готовы откликнуться на помощь третьих лиц, чтобы урегулировать конфликт.

Вывод и заключение. Медиатор помогает решить спор, но ответственность за решения несут родители. Каждая сторона чувствует себя в безопасности и может принимать решение, исходя из своих интересов. Семейная медиация требует дальнейшего изучения и масштабного внедрения в правовую культуру. Медиация при семейных спорах с участием подростков эффективна, если разводящиеся родители окажутся способными учесть и быть внимательными к интересам и потребностям детей.

 


Ключевые слова


семейный конфликт, разводящиеся родители, подростки, семейная медиация

Полный текст:

PDF

Литература


Нигматуллина, Т.А. Политическая медиация: учебное пособие / Т.А. Нигматуллина, Л.О. Терновая. – Уфа: Изд-во Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2016. – 370 с. ISBN 978-5-904354-66-4 С. 7. URL: https://ufabist.ru/wp-content/uploads/2016/09/Nigmatullina-Ternovaya_Mediation_site.pdf.

Адмиральская И.С. Реализация восстановительного подхода в образовательных учреждениях // Психологическая служба. №1(30) январь – март 2012. С. 11–19. (дата обращения: 18.12.2022). URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n1/bppe_2012_n1_Admiralsky.pdf.

Браки и разводы в России. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31604(дата обращения: 18.12.2022).

Емелина Л.А. Повышение финансовой грамотности как способ реализации права детей на образование в условиях цифровой экономики // Науч. тр. Рос.акад. юрид. наук. – М., 2020. – С. 90–94. Стр. 19. http://inion.ru/site/assets/files/6892/2022_semia-i-deti.pdf

Министерствообразования и науки Российской Федерации. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения: 18.08.2021).

Баранников К.А., Реморенко И.М. Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 2. С. 3–23. URL: psyedu_ 2020 n 2 Barannikov_ Remarenko. pdf (дата обращения: 27.11.2021). DOI:10.17759/psyedu.2020120201.

Русакова А.В. Потенциал развития автономии учащихся в средней школе // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. No 3. C. 28–38. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270303 (дата обращения: 08.01.2023)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12