Особенности адаптации первоклассников, обучающихся по программам развивающего и традиционного обучения

Оксана Юрьевна Прохорова, Анна Михайловна Завешинова

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме школьной адаптации первоклассников, обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения. Выдвинута гипотеза о том, что уровни адаптации обучающихся в системе традиционного и развивающего обучения различны, поскольку применяемые педагогические технологии имеют существенные отличия. Цель статьи состоит в теоретическом и эмпирическом обосновании этой гипотезы.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе теоретических (анализа научной литературы), эмпирических (тестирование и анкетирование) и статистических (U-критерий Манна – Уитни) методов. Были использованы проективная методика «Рисунок школы», методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и методика «Лесенка» В.Г. Щур. В исследовании принимали участие обучающиеся двух первых классов школы г. Москвы (50 человек).

Результаты и обсуждение. Проанализированы различные аспекты исследования проблем школьной адаптации, выделены сущностные характеристики этого понятия. Выделены и охарактеризованы уровни адаптации. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого осуществлялась диагностика уровня адаптации первоклассников, обучающихся по традиционным и развивающим образовательным программам. Уровень школьной адаптации определялся по показателям: отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности, школьная мотивация и самооценка. Установлено, что выявленные различия по всем показателям не достигают уровня статистической значимости.

Выводы и заключение. Эмпирически доказано, что первоклассники, обучающиеся по программе развивающего обучения, и первоклассники, обучающиеся по традиционной программе, одинаково проходят процесс адаптации к школе. Сделан общий вывод о том, что сама по себе образовательная программа не является источником адаптации либо  дезадаптации первоклассников.

 


Ключевые слова


адаптация, младший школьник, развивающее обучение, традиционное обучение

Полный текст:

PDF

Литература


Косенкова Ю.В. Адаптационный период ребенка-первоклассника // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 57–64.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Федеральный Государственный образовательный стандарта начального общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. 352 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995. 414 с.

Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5. С. 18–37.

Шамардина М.В. Детский сад – школа: условия преемственности при смене образовательных сред // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С. 102–104.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2013. 298 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов-н/Д, 1968. 277 с.

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др.. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т.Д. Марцинковской. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010, 480 с.

Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12