Педагогические условия развития письменной речи младших школьников: опыт логического обоснования
Аннотация
Введение. Проведенное исследование посвящено проблеме выявления и обоснования педагогических условий, обеспечивающих субъектную включенность учащихся в создание авторских текстов. Цель настоящей статьи состоит в логическом обосновании педагогических условий развития письменной речи младших школьников, которые могут создаваться, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе методов теоретического анализа научной литературы, изучения педагогического опыта и моделирования процесса развития письменной речи младших школьников.
Результаты и обсуждение. Проанализированы базовые методологические и теоретические подходы, лежащие в основе современных исследований по проблемам речевого развития младших школьников. Выделены основные аспекты исследования проблем речевого развития детей на современном этапе. Установлено, что педагогические условия развития письменной речи младших школьников понимаются авторами с разных, мало согласованны друг с другом позиций. Выделены базовые теоретические положения, которые могут быть заложены в основу решения этой проблемы. Сформулированы педагогические условия, обеспечивающие субъектную включенность ребенка в создание авторских текстов.
Выводы и заключение. Письменная речь должна стать для ребенка его собственным инструментом, при помощи которого он сможет решать определенный круг «задач-на-смысл» в сфере не только построения речевых коммуникаций с удаленными партнерами, но и адресации значимому Другому неких культурных смыслов. Для ее полноценного развития необходимы особые педагогические условия. Эти условия затрагивают способы взаимодействия педагога и учащихся в процессе создания авторских текстов и формирование культурной среды для письменных коммуникаций.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / под ред. и со вступительной статьей В. Колбановского. М. – Л., 1934. Режим доступа URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/1934/thinking-speech.pdf (дата обращения 30.11.2022 г.).
Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей. [электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/mgppu/vur/VUR-0731.htm#$p73 (дата обращения 01.12.2022 г.).
Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков Москва: Изд-во МГУ, 2013. 90 с.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения 13.09.2022 г.).
Кудрявцева Е.И. Развитие письменной речи: идеи Л.С. Выготского и современность // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство». М.: НИУВШЭ, 2017. C. 216–218.
Steffani P., Selvester M. The Relationship of Drawing, Writing, Literacy and Math in Kindergarten Children// Reading Horizons. Vol. 49.Iss. 2. 2009.
Зурд-Бухле С., Карстен А. Представления Л.С. Выготского о письменной речи [Электронный ресурс]// Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2010. № 1. С. 21–50. URL: https://psyjournals.ru/tatigkeitstheorie/2010/n1/34990.shtml (дата обращения: 14.12.2022).
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/ под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
Божович Е.Д. Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д.Б. Эльконина // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 26–33.
Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие// Культурно-историческая психология 2016. т. 12. № 3. С. 103–112.
Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Вербум-М, 2014. 355 с.
Антонова Е.С.,ВоителеваТ.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 320 c.
Панова Р.С. Роль диалогов с культурологической доминантой в онтогенезе письменной речи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 13 (151). С. 96–99.
Прозорова А.С. Современные направления педагогической работы по развитию речи младших школьников// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. № 1. С. 1–12.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. / Т.А. Ладыженская. М.: Радуга, 2011. 245 с.
Савельева Л.В., Гогун Е.А., Щеголева Г.С. Методическое пособие к учебникам «Русский язык». 1–4 классы М.: Дрофа, 2013. 159 с.
Кондакова Г.Б. Педагогические условия развития речевой деятельности младших школьников как фактора успешного учения: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: авто-реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007. 16 с.
Колесова С.П. Педагогические условия развития связной письменной речи младших школьников// Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Казань, 28 декабря 2018 г.). Ч. 2. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 31–33.
Находкина М.Д. Педагогические условия развития связной речи у младших школьников в процессе словесно-творческой деятельности: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. Якутск, 2004. 20 с.
Пономарева Л.Д., Чурилина Л.Н. Текст как дидактическая доминанта со-временной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37).С. 365 – 379. doi: 10.32744/pse.2019.1.27.
Мелик-Пашаев А.А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей// Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 66 – 71.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |