Вербализация временных представлений у младших школьников: онтогенетический и дизонтогенетический аспекты

Лариса Валентиновна Ковригина

Аннотация


Введение. Статья посвящена одной из недостаточно разработанных проблем изучения речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста – проблеме нарушения вербализации временных представлений в речи младших школьников. Проведены исследования в области изучения данной проблемы. Выделены два аспекта проблемы: практическая сформированность временных представлений и собственно ориентировка во времени и вербализация этих представлений. В коррекционно-педагогическом аспекте выявлены онтогенетические закономерности. Показано, что без понимания онтогенеза любого компонента речевой системы невозможно оценить механизмы и идентифицировать проявление симптомов нарушения. Проанализированы результаты исследования детей с недоразвитием речи. Изложены основные подходы к пониманию закономерностей и механизмов освоения временных представлений детьми и овладения способами вербализации тих представлений. Показано, как в исследованиях ряда авторов прослеживается последовательность освоения детьми представлений о протяженности и длительности времени, о соотношении временных отрезков, а также закономерности и последовательности овладения лексическими средствами, лексико-грамматическими и логико-грамматическими конструкциями для понимания и отражения в речи временных представлений.

Метод. Анализ психолого-педагогической литературы и коррекционно-педагогических исследований. Анализ результатов исследования детей с недоразвитием речи при помощи метода О.Н. Леонтьевой «Диагностика формирования временных представлений у младших школьников (1 – 4 класс)».

Обзор литературы. Л.Б. Баряева, С.В. Зверева, А.М. Леушина, Н.В. Нищева

Результаты. Систематизированы проявления затруднения детей, выявлены особенности затруднений порождения высказывания с временным значением в устной и письменной речи.

Выводы. Сделанные по результатам анализа выводы можно рассматривать как формулирование подходов и определение направлений дальнейшей логопедической работы по преодолению нарушений вербализации временных отношений в речи детей младшего школьного возраста.


Ключевые слова


временные представления, временные отношения, вербализация, лексико-грамматические средства, логико-грамматические конструкции, недоразвитие речи

Полный текст:

PDF

Литература


Ковригина Л.В. Преодоление грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных форм существительных) Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 167 с.

Аблитарова А.Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Н.В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире: Сб. материалов VI Международной научной конференции. СПб, 2014. С. 55 – 59.

Леушина, А.М Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. М.: Просвещение, 1974. 368 с.

Рыжикова Д.С. Развитие временных представлений у младших школьников / Д.С. Рыжикова. М.: ТЦ Сфера, 2015. 64 с.

Фунтикова О.А. Формирование временных представлений / О.А. Фунтикова, Е.И. Щербакова //Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С.48 – 54.

Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищеева. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 128 с.

Мелехин А.И. Возрастные психологические особенности познания времени дошкольниками / А.И. Мелехин // Социосфера. – 2013. – №1. – С. 68 – 74.

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) /Л.Б. Баряева. СПб.: СОЮЗ, 2002. 479 с.

Хейдегер М.К. Время и бытие / М.К. Хейдегер М.: Республика, 1993. 256 с.

Сергеева С.В. Развитие временных представлений, учащихся младшего / С.В. Сергеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4(10). – С. 217 – 224.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская М.: Наука, 1996. 354 с.

Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольников // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – № 5/4. – С. 71 – 92.

Макарова В. Н. Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения / В.Н. Макарова, Т.А. Фандеева //Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. № 1(74) – С. 173 –177.

Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. М.: Просвещение, 1984. 335 с.

Брюховских Л.А. Формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений /Автореф. дисс. канд. пед. наук.: 13.00.03 / Л.А. Брюховских. – Шадринск, 2006. – 56 с.

Ковригина Л.В. Особенности формирования логико-грамматических структур высказывания у детей 7 – 8 лет с общим недоразвитием речи // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 2(42). – С. 29 – 35.

Кондратьева С.Ю. Вопросы профилактики и коррекции дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи /С.Ю. Кондратьева //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №21. – С. 255 – 257.

Зверева, С.В. Специфика отражения времени и нарушения речемыслительных функций у детей 7 – 9 лет с расстройствами речи в сравнении с нормативным вариантом развития [Текст] / Автореф. дисс. канд. пед. наук.: 19.00.04 / С.В. Зверева. СПб., 1998. 35 с.

Леонтьева, О.Н. Диагностика формирования временных представлений у младших школьников (1 – 4 класс) [Электронный ресурс] / О.Н. Леонтьева // https://studylib.ru/doc/3703949/diagnostika-formirovaniya-vremennyh-predstavlenij (дата обращения: 11.10.2022).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12