Реновация внешкольного воспитания в современных социокультурных условиях России

Виктор Петрович Голованов

Аннотация


Введение. Статья посвящена осмыслению и возрождению понятия «внешкольного воспитания» в современных социокультурных условиях. Речь идет о конкретизации и практической реализации многих положений нормативно-правовых документов государства об усилении воспитательной составляющей образования, реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования.

Методы исследования: проведение сравнительного анализа современной нормативной базы и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», определяющих понятие «внешкольное воспитание», синтез и обобщение полученной информации.

Гипотеза исследования: реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования будет успешна, если будут конкретизированы и практически наполнены положения современных нормативно-правовых документов Российской Федерации об усилении воспитательной составляющей образования с учетом исторического опыта внешкольного воспитания в советский период.

Результаты. Представлено осмысление нового опыта взаимодействия государства и общества, социальных институтов в решении проблем современного воспитания в сфере образования. Предлагается внимательно отнестись к опыту внешкольного воспитания в советский период, в этой связи рассмотрена возможность обновления статуса организаций дополнительного образования детей как базы внешкольного воспитания детей и молодежи, как детско-юношеской академии социального творчества.

Выводы и заключение. Воспитание как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода. Обращается внимание на необходимость разработки и реализации региональных и муниципальных программ внешкольного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости избегать бюрократизации организации воспитательной деятельности.

 


Ключевые слова


Дополнительное образование детей, внешкольное воспитание, воспитание, воспитательный потенциал, свободное время, ребенок, педагог дополнительного образования, воспитательная составляющая, программа внешкольного воспитания, воспитательные модули

Полный текст:

PDF

Литература


Бондарев, П.Б., Курочкина, В.Е. Особенности социально - педагогического взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с семьёй как субъектом проектирования индивидуальной образовательной траектории детей. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 6. С. 11-18 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-11-18

Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки, книжные склады. Воскресные школы и повторительские классы. [Текст] /В.П. Вахтеров – М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1896. 380 с.

Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] /Л.С. Выготский – Изд.5, испр. – М: Лабиринт, 1999. – 352 с.

Голованов, В. П. Проблемные точки воспитания и дополнительного обра-зования детей в социокультурных условиях современной России. [Текст] В.П. Голованов // Воспитание школьников. – 4/2019. с.11 – 19.

Голованов, В.П. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей. [Текст] В.П. Голованов // Про ДОД. Информационно-методический журнал №4 (34) Август 2021 С. 5 – 14.

Голованов, В.П. К вопросу о стратегии и тактике современного дополни-тельного образования детей: через призму тридцатилетнего юбилея. [Текст] В.П.Голованов // Про ДОД. Информационно-методический журнал №1 (37) Февраль 2022 г. С. 5 –15.

Игнатович, Е.В. От внешкольного образования к дополнительному: сравнительный историко-лингвистический анализ концептов[Текст] Е.В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 3 (23).

Иорданский, Н.Н. Организация детской среды [Текст] / Н.Н. Иорданский. – М.: Работник просвещения, 1925.

Липский, И.А. Научный доклад «О состоянии воспитания в современной России». [Текст] И.А.Липский. // М., ИСВ РАО, 2009г.

Львов, К.И. Организация клубной работы с детьми [Текст] / К.И. Львов, М.В. Полетаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Работник просвещения, 1930.

Основы законодательства СССР и Союзных республик о народном образовании. (1973 г. в редакции 27.11.1985 г.)

Ощёхина, О.В. Теоретические основы организации внешкольного воспитания. [Текст] О.В. Ощёхина. // Социальное воспитание – 2013. № 2. С. 3 – 11.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) Официальный интернет-портал правовой информации.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Официальный интернет-портал правовой информации.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12