Возможность применения медиации в медицине

Петр Петрович Попов, Дмитрий Сергеевич Cкороходько

Аннотация


Введение. В статье дано определение медиации, показаны ее принципы и возможность применения в социальной сфере. Медиация применяется в тех сферах жизни, где социальные перемены и изменения общества привели к необходимости найти альтернативный способ разрешения конфликтов в отличие от старых традиционных методов. Показана модель отношений «врач-пациент» предложенная американским биоэтиком Робертом Витчем в нескольких вариантах: инженерная; пастырская; коллегиальная; контрактная. Рассмотрен случай из практики врачей скорой помощи. Показано, что социально-психологическая среда в коллективе зависит от уровня конфликтности. Приведены критерии, наиболее важные для оценки конфликтов.

Опросы проведены в социальных сетях. Исследовано более 400 дел по разным округам России.  Группа испытуемых составила 20 чел., врачи скорой помощи г. Москвы. В опросе участвовало 28 человек – врачи с разным стажем работы, разной квалификации, опытом. А также 32 человека, которые сами были пациентами в стационарных и амбулаторных лечебных учреждениях. Возраст участников от 25 до 65 лет.

Материалы и методы: Сбор информации осуществляется при помощи психологических методов. Методики А. Басса и А. Дарки, Тест К. Томаса, Тест А.Я. Анцупова, метод обработки документов, Тест Томаса, архивный метод.

Результаты. Наиболее часто встречается тема обращений «лечебная» и «материальная». Наибольшее количество жалоб поступило на «плановую хирургию», затем на «плановую терапию» и «экстренную терапию». Частые жалобы поступали на сотрудников ЛПУ из исследованных судебных решений. Стиль поведения в конфликте «соперничество» набрал наименьшее количество баллов. Врачи не вступают в соперничество с пациентом, когда тот пытается затянуть их в конфликт. Показан низкий уровень конфликтной компетентности врачей скорой помощи г. Москвы. Врачи считают, что конфликты с пациентами и их родственниками возникают по вопросам «диагностики» и «тактики лечения».

Выводы.  Конфликты возникают в разных областях деятельности людей. Поняв, какие конфликты и где чаще встречаются, мы сможем дать рекомендации по их устранению. Научившись применять принципы медиации, люди получат возможность встать на новую ступень отношений.


Ключевые слова


врачи, пациенты, конфликт, медиация, социальные сферы

Полный текст:

PDF

Литература


Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменении // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 67–72.

Винокур В.А. Майкл Балинт, история создания балинтовскихгруппи международное балинтовское движение [Электронный ресурс] // Медицинская психологияв России: электронный научный журнал. 2013. № 3 (20). – URL: http://medpsy.ru

Flavell J. H. Metacognitive aspects of problem solving // The Nature of Intelli-gence.Ch. 12, New Jersey, 1976, pp. 231–235.

Buss A. H. The psychology of aggression.NewYork: Wiley, 1961. 307 p.

Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. /Психологическая диагностика, 2008, № 1, – с. 35-58.

Дональд Т. Кэмпбелл, Галина Андреева. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Социально-Психологический Центр, 1996. – 391 с. – ISBN 5-89121-004-5.

Шумакова, Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с. ISBN 5-238-00062-6.

Шамликашвили Ц. А., Хазанова М. А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. C. 26–33.

Кроули Д., Грэм К. Медиация для менеджеров. М.: МЦУПК, 2010. – 304 с.

Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.

ПельМ. Приглашение к медиации: практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М.: МЦУПК, 2009. – 400 с.

Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное по-знание, 2004. – 176 с.

Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебногоразрешения споров. М.: МЦУПК, 2006. – 86 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12