Наставничество как средство формирования готовности молодого педагога к развитию одаренности обучающихся

Валентина Валерьевна Дин, Владлен Константинович Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме наставничества и его роли в профессиональном развитии молодого педагога, в частности, в формировании его готовности к развитию одаренности учащихся.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез и обобщение полученной информации, опытно-экспериментальная работа. 

Гипотеза исследования: профессиональная готовность молодых педагогов к развитию одаренности подростков будет формироваться более успешно, если будет применяться модель наставничества, основанная на субъект-субъектных взаимодействиях наставника, молодого педагога и обучающихся.

Результаты. Выявлены основные проблемы формирования готовности молодых педагогов к развитию одаренности учащихся, затрудняющие профессиональную адаптацию учителей к условиям субъект-субъектных взаимодействий с ними. Определены средства и компетенции учителя, лежащие в основе этой готовности. 

Выводы и заключение.  Проведенное исследование показало, что решение задачи формирования готовности молодых педагогов к развитию творческой одаренности учащихся подросткового возраста осуществляется более успешно, если в образовательный процесс школы внедряется модель наставничества, основанная на развитии субъект-субъектных взаимодействий педагога и учащихся.


Ключевые слова


одаренность, молодые педагоги, подростки, наставничество, субъект-субъектное взаимодействие

Полный текст:

PDF

Литература


Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. – 2-е изд. – Москва: ИЧП Магистр, 2003. – 90 с.

Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии. – Режим доступа: http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html (дата обращения 01.12. 2013).

Шадриков, В.Д. Рабочая концепция одаренности / В.Д. Шадриков. – Москва: Молодая гвардия, 2003. – 95 с.

Юркевич, B.C. Светлая радость познания / B.C. Юркевич. Москва: Знание, 2004. – 234 с.

Савенков, А. И. «Психология детской одаренности» / А. И Савенков. – Москва: МГПУ, 2016. – 334 с.

Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.

Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников при специальном обучении / Н.Б. Шумакова, Е.И.Щебланова, Н. П. Щербо //Вопросы психологии.– 1991. – №1. – 23 – 26 С.

Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. – 308 с.

Мороз А.Г. Адаптация молодого учителя в педагогическом коллективе / А.Г. Мороз // Проблемы совершенствования послевузовского образования молодых учителей в свете решений XXVII съезда КПСС. – Гродно, 1988. – № 2.

Ичетовкина, Н.М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине XIX-начале XX в. На материале Кзанского учебного округа: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. М. Ичетовкина, – Ижевск, 2012, 23 с.

Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина.– Москва : Академия, 2004. – 320 с.

Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография/ Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. – 188 с.

Петренко, А.А. Концепция развития одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа / А.А. Петренко // Инновации в образовании. – 2007. – № 7.

Невская, Т.А. Развитие творческих способностей учащихся / Т. А. Невская // Технология. Все для учителя. – 2012. – №1.

Лейтес, Н.С. Изучение одаренности детей / Н. С. Лейтес // Психологический журнал. – 1992. – № 1.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12