Программа социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме обоснования теоретико-методологических и технологических оснований программ социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Актуальность данной проблемы связана с тем, что существующие программы не эффективны при проектировании индивидуальной образовательной траектории, реализуемой ребенком в открытом информационном пространстве. Цель статьи состоит в обосновании принципов проектирования, содержания и способов реализации таких программ.
Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Результаты и обсуждение. Выявлена и охарактеризована тенденция перехода массовой практики социально-педагогической поддержки семьи к системным моделям ее психолого-педагогического и тьюторского сопровождения. Сформулирована цель программы тьюторского сопровождения, состоящая в формировании готовности семей, воспитывающих детей разного возраста, к обеспечению успешного образовательного стартапа в выборе и освоении ребенком индивидуальной образовательной траектории. Раскрыты базовые принципы проектирования программ тьюторского сопровождения семьи, выступающей в роли субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: индивидуализации, субъектности семьи, единства формальной и неформальной образовательной среды, модульности и разноуровневости программ тьюторского сопровождения. Описаны основные модули программы тьюторского сопровождения семьи: стартовый, модуль свободных проб, проектно-деятельностный и контрольно-оценочный. Охарактеризованы основные компоненты деятельности тьютора, реализуемой на основе охарактеризованной программы сопровождения семьи.
Выводы и заключение. Сформулирована базовая идея программы тьюторского сопровождения семьи, состоящая в проживании «полного цикла образования» в условиях взаимодействия с образовательной организацией. Обоснована инновационность предложенного подхода, состоящего в использовании в качестве предметности совместной деятельности детей и родителей моделирование ими разнообразных социокультурных практик. Определены дальнейшие направления исследования, связанные с определением институционализации деятельности семейного тьютора и интеграции программ психолого-педагогического сопровождения семьи в Основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2. № 3. С. 7–19. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/56
Полякова Л.В. Тьюторское сопровождение семей с детьми и подростками // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т.4. № 5. С. 53–68. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/213
Shonkoff J.P., Fisher P.A. Rethinking evidence-based practice and two-generation programs to create the future of early childhood policy. DevPsychopathol. 2013 Nov. 25. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24342860.
Бабунова Е.С., Якивчук Л.С. Психолого-педагогический феномен комплексного сопровождения семьи в условиях ДОУ // Мир детства и образо-вание: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конфе-ренции с представительством стран СНГ. 2012. С. 196–199.
Пименова И.Б. Педагогическое назначение семейного тьютора для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 232–242.
Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85–94.
Игнатович В.К., Курочкина В.Е., Лакреева А.В. Оценка готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 385–388.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"
Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»
_______________________________________________________
Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор
Игнатович Владлен Константинович - научный редактор
Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects»
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61
Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)
Свидетельство о регистрации:
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)
Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. | +12 |