Смысложизненные ориентации подростков с аутоагрессивным поведением

Валентина Евгеньевна Курочкина, Маргарита Игоревна Васильева

Аннотация


В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования смысложизненных ориентаций подростков с аутоагрессивным поведением. Проведён теоретический анализ подходов к пониманию аутоагрессивного поведения, сформулировано понятие аутоагрессии как осознанной или неосознанной активности в экстренных для личности ситуациях с целью преодоленя психологической, социальной и биологической дезадаптации путем причинения вреда своему соматическому или психическому здоровью. Описаны личностные и социальные факторы возникновения аутоагрессивного поведения подростков: эмоциональная нестабильность, дезадаптация, влияние СМИ, субкультур и референтной группы, деструктивное воздействие негативных аспектов семейного воспитания и школьной жизни. Рассмотрены особенности смысложизненных ориентаций подростков в контексте аутоагрессивного поведения. В эмпирическом исследовании в отобранных с помощью опросника Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия» группах подростков с аутоагрессивным и без аутоагрессивного поведения изучались смысложизненные ориентации с помощью опросника Д.А. Леонтьева. Далее проводился сравнительный анализ, и выявлялись особенности смысложизненных ориентаций подростков с аутоагрессивным поведением. Выявлено, что подростки с аутоагрессивным поведением, по сравнению с подростками без аутоагрессии, имеют значимо более низкие показатели по шкалам «процесс жизни», «локус контроля – Я», «локус контроля – жизнь», «общая осмысленность жизни». Они менее удовлетворены своей жизнью, считают свою жизнь неинтересной и эмоционально ненасыщенной, чаще ощущают неуверенность в своих силах и невозможность воплощать принятые решения, контролировать события собственной жизни. Также они в меньшей степени обладают осмысленностью жизни, чем подростки без аутоагрессивного поведения.


Ключевые слова


аутоагрессия, аутоагрессивное поведение, подростковый возраст, смысложизненные ориентации

Полный текст:

PDF

Литература


Руженков, В. А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» / В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2008. – № 32. – С. 20–24.

Пилягина, Г. Я. Аутоагрессия : биологическая целесообразность или психологический выбор / Г. Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. – 1999. – Т. 3, № 3. – С. 24–27.

Шустов, Д. И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия / Д. И. Шустов // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 1. – С. 3–6.

Гребёнкина, Ю. В. К вопросу о педагогической профилактике деструктивного влияния медиасреды на социальное развитие детей и молодежи / Ю. В. Гребёнкина // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2, № 1. – С. 36–42. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/50

Ипатов, А. В. Аутодеструктивные проявления личности подростка / А. В. Ипатов, Т. Р. Шишигина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2013. – № 1. – С. 40–51.

Реан А. А. Аутоагрессивный паттерн личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3–18.

Erikson M.T. Behavior disorders of children and adolescents: assessment, etiology, and intervention / M. T. Erickson. – Upper Saddle River, N. J.: Prentice Hall, 1998. – 366 p.

Амбрумова, А. Г. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций / А. Г. Абрумова, Е. Г. Трайнина, Н. А. Ратинова // VI Всероссийский съезд психиатров: тезисы докладов (г. Томск, 1990). – Москва: Издательство Российского общества психиатров, 1990. – С. 105–106.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Бо-жович. – Москва: НПО «Модэк», 1995. – 352 с.

Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1999. – 487 с.

Емалетдинов, Б. М. Возрастная динамика смысла жизни человека / Б. М. Емалетдинов // Вестник Башкирского университета. – 2007. – № 3. – С. 215–219.

Сахарова, Т. Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности / Т. Н. Сахарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – № 2. – С. 156–160.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12