Речевая деятельность – основа профессионально-педагогического общения.

Алла Николаевна Ксенофонтова

Аннотация


В статье  представлено теоретическое обоснование концептуальных позиций педагогической теории речевой деятельности, выступающей смыслообразующим ядром профессионально-педагогического общения. Проведенное исследование и опыт профессиональной деятельности позволили выделить в статье три типа педагога, представленных в контексте образовательного дискурса профессионально-педагогического общения (традиционный, современный, будущий). Представлена содержательно-логическая связь между данными типами образовательного дискурса и формами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог).  Доказано, что речевая деятельность в профессионально-педагогическом общении является основным инструментарием деятельности педагога, совершенствование и развитие которого зависит от уровня коммуникативной культуры. Статья раскрывает содержание речевого взаимодействия в профессионально-педагогическом общении в матрице речевого общения «педагог-ученик». Представленные группы речевых умений, уровни взаимодействия и речевые ситуации способствуют развитию речевой деятельности и достижению межсубъектного взаимодействия в образовательном процессе. Автором доказано, что содержание профессионально-педагогического общения зависит, прежде всего, от качественных характеристик речи: ясность, точность, выразительность, богатство, правильность, эмоциональность, образность, логичность.  В статье описаны вербальные и невербальные аспекты профессионально-педагогического общения, на основе которых сделан вывод о структуре и содержании данного процесса: аксиологический, неологический, эргологический, деонтологический компоненты. Особое внимание автором уделено интегративной характеристике педагога – «ассертивность», представлена его сущностная характеристика. Распределены по группам стили профессионально-педагогического общения (педагог-Сократ, руководитель групповой дискуссии, педагог-мастер, педагог-генерал, педагог-менеджер, педагог-тренер, педагог-гид). На основе анализа личного научного и профессионального опыта в статье определено, что полемический диалог выступает одним из наиболее эффективных способов организации профессионально-педагогического общения. В результате исследования предложены варианты успешных практик профессионально-педагогического общения (убеждающего, экспрессивного и суггестивного).

Ключевые слова


речевая деятельность, речевое общение, речевое взаимодействие, коммуникативная культура, профессионально-педагогическое общение, профессиональная коммуникация, речевые умения, полемический диалог

Полный текст:

PDF

Литература


Рахимова Н.Х. Значение теории речевой деятельности / Н.Х. Рахимова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 1 (105). – С. 748– 750

Синаторов А.Л. Культура речевой деятельности педагога / А.Л. Синаторов О.Н. Андреева, Н.А. Степанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 110-112

Лунева Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя: автореф. дисс. … док.пед. наук. Самара, 2004. 541 с

Горбунова Н.В. Формирование речевой культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Проблемы современного педа-гогического образования. Ялта, 2017. С. 103 – 110.

Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 221–225.

Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №6 – 1.

Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя //Известия Уральского государственного университета. – 2008. – №60. – С.163-167.

Сидоров Е.В. Порядок текста: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011. 208 с.

Боронин А.А., Сологубов А.М. Полиреальность и речевое общение // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2 (12). С. 151-158.

Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности [Элек-тронный ресурс] / А.Н. Ксенофонтова .— М. : Аспект Пресс, 2010. – 327 с. – ISBN 978-5-7567-0378-03. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/304372


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12