ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


Введение. Статья посвящена проблеме индивидуализации дополнительного образования детей. Проанализированы широкий и узкий контексты понимания сущности этого явления.

Материалы и методы. Предпринят анализ текстов научных публикаций по проблеме индивидуализации дополнительного образования. На основе результатов проведенного анализа охарактеризованы индивидуальные образовательные результаты учащихся как компонент педагогической системы, проектируемой на основе принципа индивидуализации образования. Проведен сравнительный анализ педагогических систем общего и дополнительного образования.

Результаты исследования. Выявлено и охарактеризовано базовое противоречие между стремлением педагога видеть в ученике субъекта самосотворения, личностного и профессионального самоопределения и внешней запрограммированностью тех реальных образовательных результатов, на достижение которых направлена реализуемая им образовательная программа. Обоснована несовместимость подходов к проектированию образовательных результатов учащихся как объектов и как субъектов образовательного процесса. Представлены данные анализа общих и индивидуальных образовательных результатов учащихся по позициям: целевая ориентация, источник происхождения, средовые условия, способ оценки и эмоционально-ценностное отношение к ним со стороны учащихся. Показано, что по всем позициям проведенного анализа современная система дополнительного образования детей имеет неоспоримо большие возможности индивидуализации образовательного процесса, нежели общеобразовательная школа.

Обсуждение и заключения. На основе полученных данных выделены существенные характеристики индивидуализированного процесса дополнительного образования: ориентация на определение каждым учащимся собственного смыслового отношения к познаваемым объектам и явлениям; выстраивание образовательного процесса в логике творческого освоения социокультурных практик, выступающих для учащихся источниками их субъектного опыта; преобладание неформальной (творческой) образовательной среды, представляющей собой гибкую, динамичную систему взаимодействий различных субъектов образовательного процесса; оценка индивидуальных образовательных результатов учащихся на основе применения экспертных методов оценивания; эмоционально-ценностное отношение самих учащихся к достигаемым образовательным результатам. Определены перспективы и дальнейшие направления исследований по данной проблематике.


Ключевые слова


Индивидуальный образовательный результат; дополнительное образование

Полный текст:

PDF

Литература


Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воро-неж, 1996.

Гильмидинова Т.В. Педагогическое сопровождение инновационной деятель-ности педагогов в учреждении дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. наук. Краснодар, 2015.

Гуслякова Н.И., Садыкова Т.В. К вопросу об индивидуализации в дополни-тельном образовании детей // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). СС. 1047 – 1050. URL. https://moluch.ru/archive/89/17658/.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.

Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг саморазвития обучающихся в кон-тексте индивидуализации образовательного процесса в дополнительном образовании // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. СС. 1412 – 1419. URL. https://elibrary.ru/download/elibrary_24357605_29472939.pdf.

Игнатович В.К. Индивидуальный образовательный результат: сущность по-нятия и подходы к описанию // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2018. № 3 (47). СС. 36–45.

Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектиро-вание индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015.

Мамбеталина А.С. Дополнительное образование как важнейшая подсистема непрерывного образования // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1., № 2. СС. 35–38.

Митрофанова Л.М. Индивидуальный образовательный маршрут как меха-низм индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополни-тельного образования детей // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 4. СС. 97–104.

Собкин В.С., Калашникова Е.А., Лыкова Т.А. Индивидуализация образования: от дополнительного к начальному профессиональному // Практики разви-тия: современный конфликт индивидуального и массового образования: материалы XXIII научно-практической конференции. Красноярск, 2017. СС. 78–94. URL. https://elibrary.ru/download/elibrary_35008029_81164986.pdf.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Педагогика вчера, сегодня, завтра


Кирилл Александрович Литвинов, Главный редактор
Редакция журнала «Педагогика: вчера, сегодня, завтра (Pedagogical research: history, modernity, prospects)» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)