ПОД ЗНАКОМ ВЫГОТСКОГО

Николай Иннокентьевич БУГАЕВ

Аннотация


Статья посвящена философскому осмыслению современного российского образования через призму психологии Л.С. Выготского и Серебряного века русской культуры. Автор в свободной форме размышляет о том, что гуманитарный диалог может детерминировать организацию образовательного пространства Открытой школы в условиях неопределенности, характерной для нашего времени. В статье затронут вопрос развития и образования, что всегда происходит как освоение нового пространства мыслительной деятельности, как заглядывание в пространство неопределенности, как деятельность в зоне ближайшего развития или раздвигание «горизонта понимания» в поисках смысла. Дается анализ психологического творчества Льва Семеновича, в котором вопрос «Быть или не быть…» выступает основным вопросом как развития, так и образования. Отражена работа над диссертацией по филологии. Показана необходимость структурно-семиотического анализа поэтических текстов, которые приводят к тщательной проработке «Мышления и речи» Выготского, а также необходимость возврата в контексты прошлые для того, чтобы «под знаком Выготского» понимать, как двигаться вперед, предвосхищая будущие контексты образования.

Ключевые слова


психология; Выготский; личность; самодетерминация; культура; образование; диалог; педагог; образовательное пространство; неопределенность

Полный текст:

PDF

Литература


С Выготским надо спорить. // Новая газета, научно-поп. приложение «Кентавр» № 7, 26 ноября 2007.

Розин В.М. Семиотические исследования. – М., 2001.

Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О.Э.Мандельштама) // Вопр. Психол. 1991. № 4 – 6; 1992. № 3 – 6.

Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Собр. соч.: В 3 т., т.3, М., 1991, С. 323.

Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 3 т., т.3, М., 1991.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры – М., 1991, С. 95.

Иванов Вяч. Вс. Значение идей Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973, вып. VI. См.: Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1982, т. 2; См. также: Библер В.С. Понимание Л.С. Выготским внутренней речи и логика диа-лога: (Еще раз о предмете психологии) // Методологические проблемы психологии личности. М., 1981, С. 117 – 134.

Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в художественном творчестве // Вопросы… С. 100.

С Выготским надо спорить. // Новая газета, научно-поп. приложение «Кентавр» №7, 26 ноября 2007.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Учредитель/Издатель 

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования"

Сокращенное наименование контрагента, согласно Устава - НОЧУ ДПО «КМИДО»

Литвинов Александр Михайлович 

_______________________________________________________

Литвинов Кирилл Александрович - главный редактор

Игнатович Владлен Константинович - научный редактор

Редакция журнала «Педагогика: история, перспективы / Pedagogу: history, prospects» 

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел/факс:8 861 203 51 61

Редакция журнала:
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)

Редакция журнала:
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)

Свидетельство о регистрации:

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 77671 от 29.01.2020

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2686-9969 (ONLINE)


Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам. 

+12